Воспитательный час, как основная форма работы с детьми в школе-интернате
“Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности. Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием его личности”.
(В.П. Кащенко)
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Обязательным условием успешного развития является тесный, здоровый, эмоциональный (душевный, духовный) контакт ребенка со взрослым.
Воспитание – процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно – развивающей среды, которая и будет стимулировать деятельность детей к освоению и усвоению социально-культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности.
Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на протяжении всего периода бодрствования в течение дня.
Воспитатель в коррекционной школе должен быть организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создавать ситуацию их успеха в результате самостоятельного поиска.
Общая и главная задача воспитательной работы школы заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду. Эта задача решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития умственно отсталых детей, на формирование их личности и социальную адаптацию. Именно целенаправленная и систематическая внеклассная воспитательная деятельность в наибольшей степени обеспечивает формирование и развитие личности.
Цели воспитания и задачи воспитательной работы реализуются в образовательном процессе, во внеучебное время.
Для того чтобы активизировать работу по всем направлениям, был разработан системный подход к воспитательному процессу. При таком подходе каждый день недели предназначен для развития какого-то одного параметра направления, вида деятельности личности: здоровья, творческого развития, трудовой деятельности и т. д. Другими словами, смена дней недели предполагает смену видов деятельности
Основными формами организации воспитательного процесса являются:
- · коллективные творческие дела;
- · воспитательные часы (беседы), индивидуальные беседы;
- . самоподготовка;
- · трудовые дела (генеральная уборка класса, благоустройство школьной территории, акции);
- · занятия в кружках;
- · общешкольные мероприятия (праздники, концерты, познавательные и развлекательные программы, викторины, спортивные мероприятия, конкурсы);
- · участие в городских, областных мероприятиях;
- · экскурсии, походы.
Одной из главных форм воспитательной работы был и остается воспитательный час.
Воспитательский час — это форма воспитательной работы при которой воспитанники принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Воспитательный час может проводиться в форме
- · экскурсии
- · тематической лекции
- · беседы (этическая, нравственная)
- · диспута
- · встречи с интересными людьми
- · викторины по различным областям знаний
- · дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме)
- · КВНа
- · интерактивной игры
- · игры – путешествия
- · театральной премьеры
- · психологической игры и тренинга
- · читательской конференции.
Воспитательный час выполняет функции:
- · просветительскую
- · ориентирующую
- · направляющую
- · формирующую.
Суть просветительской функции состоит в том, что воспитательный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.
Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру, материальным и духовным ценностям. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.
Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.
Воспитательный час прежде всего:
ü это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;
- ü это форма общения воспитателя и его воспитанников, приоритетную роль в организации, которой играет педагог.
- ü Опыт успешно работающих воспитателей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы.
В процессе деятельности по подготовке и проведению воспитательных часов возможно решение следующих педагогических задач:
- o Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
- o Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.
- o Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка.
При организации воспитательного часа.
Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересные по содержанию факты или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, провести физминутку, сменить вид деятельности.
В процессе обсуждения поставленных вопросов воспитатель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные наводящие вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильное решение нравственной проблемы.
Воспитательный час играет большую роль в жизни обучающихся, если он задуман интересно и удачно проведен.
Организация воспитательного часа.
Организация начинается с психологической подготовки воспитанников к серьезному разговору.
Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию.
Комната, в которой будет проводиться воспитательный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Приготовлены все атрибуты и оборудование для проведения воспитательного часа.
Продолжительность воспитательного часа.
Продолжительность воспитательного часа должна быть обоснованной. Нельзя затягивать воспитательный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость.
В младших группах может длиться 20—30 минут, в старших группах 35-40 минут (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника).
Требования к проведению воспитательного часа.
Перед проведением воспитательного часа воспитатель должен решить ряд задач:
- o определить тему и методы проведения воспитательного часа;
- o место и время его проведения;
- o составить план подготовки и проведения воспитательного часа;
- o вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников;
- o распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися;
- o Как и в любом воспитательном мероприятии, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей;
Структура воспитательного часа.((13 слайд)
В современных требованиях ФГОС воспитательный час имеет структуру:
- Вступительная часть:
- – Самоопределение к деятельности, организационный этап
- – Постановка проблемы
- – Постановка целей и задач
- Основная часть:
- – Актуализация знаний
- – Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой деятельности
- Заключительная часть:
- – Подведение итогов
- – Рефлексия
Примерная структура воспитательного часа.
- Вступительная часть:
- · Рефлексия, игровой момент.
- · Постановка проблемы. Объявление темы занятия.
- · Постановка целей и задач.
- Основная часть:
- Актуализация знаний.
- · Просмотр презентации, после просмотра обязательная физминутка для глаз. (Слайды могут читать дети)
- · Ответы на вопросы после просмотра слайдов.
- Применение знаний и умений в выполнении заданий.
- · Дети могут приготовить сообщения по теме.
- · Используются различные игры, загадки, ребусы, кроссворды, тестирование.
- · При выполнении заданий детьми педагог использует дифференцированный подход.
- · Обязательно нужно вовлечь к выполнению заданий всех детей группы.
- · Требовать от воспитанников полных ответов.
- · Проводиться вторая физминутка для снятия возможного утомления с определенных групп мышц ребенка.
- · В течении всего занятия следить за осанкой воспитанников.
- Актуализация знаний.
- Заключительная часть:
- · Подведение итогов
- Похвалить обязательно всех детей группы.
- · Рефлексия
Автор материала: Турова Ж.В. (воспитатель 6 гр.)