Анализ работы педагогов-психологов за 2015-2016 учебный год
Анализ работы
педагогов-психологов Басаргиной Э. Ю. и Сенотрусовой Т. Н
за 2015-2016 учебный год
.
Тема года школы: Духовно-нравственное развитие как условие формирования жизненных компетенций для успешной социализации обучающихся с учетом ФГОС.
Годовые задачи школы:
- Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях введения ФГОС.
- Совершенствование учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, их интересов, состояния здоровья.
- Активное внедрение в педагогическую деятельность современных педагогических технологий как условие духовно-нравственного развития обучающихся. Работа строилась с учётом годового плана школы
Цели и задачи педагогов-психологов
Цель: Обеспечение психологического сопровождения обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, соматического и неврологического здоровья.
Задачи:
- Совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки всех учащихся в период адаптации, позволяющую им не только приспособиться к новым условиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
- Создать условия для личностного развития учащихся на каждом возрастном этапе;
- Формировать мотивацию обучающихся к сохранению своего здоровья
- Способствовать формированию основ нравственного самосознания личности (совести)
- Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году, как и прежде, работа велась по основным направлениям:
- Психологическое просвещение;
- Психологическая профилактика;
- Психологическая диагностика;
- Психологическая коррекция;
- Психологическое консультирование.
Наша работа ведется в системе и имеет четкий отработанный алгоритм, который предполагает в течение всего учебного года вести профилактическую, диагностическую, консультативную и коррекционную деятельность.
Как и прежде, в этом году наше внимание было направлено на создание и поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата в ученическом и педагогическом коллективе, предупреждение возможных негативных явлений в психологическом и личностном развитии обучающихся.
Основными формами работы с детьми являлись: диагностика, психолого- педагогическое сопровождение первоклассников с учетом введения ФГОС в начальной школе; психокоррекционные занятия, классные часы, акции, психологические недели; психолого- педагогическое сопровождение учащихся 9-х классов в процессе подготовки к экзаменам.
С педагогами: консультирование, тренинговая работа, участие в заседаниях школьного ПМПк.
Диагностическое направление
В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая индивидуальных консультаций.
В рамках проведения групповой диагностики проводилось обследование:
– диагностика уровня адаптации 1 класса (социометрия Дж.Морено, проективные методики);
Класс 1 а |
Уровень адаптации | |||||
Начало (6 чел) | Конец (9 чел) | |||||
выше ср | средний | низкий | выше ср | средний | низкий | |
1 | 3 | 2 | 6 | 2 | 1 |
Вывод: к концу учебного года все дети успешно адаптировались к школе, кроме одного учащегося (Артема Е.), так как был переведен в нашу школу в середине апреля.
– диагностика уровня адаптации 5-х классов (социометрия Дж.Морено, проективные методики)
Класс |
Уровень адаптации | |||||
Начало | Конец | |||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
5 а (10 чел) | 4 | 5 | 1 | 8 | 2 | 0 |
5 б (10 чел) | 3 | 7 | 0 | 9 | 1 | 0 |
5 в (12 чел) | 5 | 4 | 3 | 11 | 1 | 0 |
Вывод: из 32 учащихся 5-х классов к концу учебного года успешно адаптировались все дети. Из них у 28 наблюдается высокий уровень адаптации, у 4 – средний.
– диагностика психомоторного и интеллектуального развития 1-4х классов, 7 г (Методики Семаго Н.Я и Семаго М.М., Рубинштейн С.Л., Лурия А.Р., Белопольской Н.Л. и др );
Таблица 1. Динамика в продвижении уровня интеллектуального развития
1 а | 2а | 3 а | 4 а | 4 б | 7 г | ||||||
Нач.
6 ч |
Конец
9 ч |
Нач.
12 ч |
Конец
14 ч |
Нач.
11ч |
Конец
13ч |
Нач.
11ч |
Конец
11ч |
Нач.
10ч |
Конец
12ч |
Нач
6ч. |
Конец
6ч. |
1 чел –ср,
3 чел – н. ср 2 чел – низ |
4 чел –ср.
2чел –н.ср 2 чел – низ. 1 чел –оч.низ |
6 чел-ср.ур
6 –низ. ур. |
7 чел –ср.ур
4 чел – ниже ср. 3чел – низ. ур.
|
2 чел – ср.
3 чел –н. ср. 2 чел – оч. низ |
2 чел.- в. ср
3 чел – ср. 2 чел – низ. |
3 чел – ср 3 чел – н.ср.
4 чел – низ. 1 чел –он. низ. |
3 чел – в.ср 3 чел – ср.
4 чел – н.ср. 1 чел – низ. |
4чел – ср.ур.
5 чел – ниже ср 1чел–низ.ур |
7 чел – ср.ур
4 чел – ниже ср. 1 чел –низ.ур. |
2ч.н/с
2ч.-н 2ч.о.н. |
2ч-ср
2ч н/с 2ч.н. |
Вывод: на начало года обследовано 55 учащихся начальных классов. В течение учебного года количество учащихся, за счет вновь прибывших, увеличилось до 65 человек. Исходя из результатов конечной диагностики у большинства детей наблюдается положительная динамика в развитии: на начало года 5 человек имели очень низкий уровень развития, на конец года – 1 человек; низкий уровень – 13 человек, на конец года – 8 человек; ниже среднего – 16 детей, на конец – 18 человек; на среднем уровне – 16 человек, на конец года – 26 человек, у 3 человек повысился уровень развития до выше среднего.
– Диагностика нравственного развития учащихся (5-6 классы) (комплект педагогических методик, наблюдение).
Класс |
Уровень нравственного развития | |||||
Не имеют четких нравственных ориентиров
(низкий уровень) |
Нравственные ориентиры существуют, но в жизни не всегда использует
(средний уровень) |
Отношение к нравственным нормам активное и устойчивое
(выше среднего) |
||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
5 а (10/11) | 5 | 3 | 3 | 5 | 2 | 3 |
5 б (10) | 2 | 0 | 4 | 3 | 4 | 7 |
5 в (11/12) | 2 | 0 | 6 | 7 | 3 | 5 |
6 а (11/9) | 2 | 1 | 6 | 3 | 3 | 5 |
6 б (11/9) | 3 | 1 | 6 | 5 | 2 | 3 |
Вывод: по результатам конечной диагностики наблюдается положительная динамика в нравственном развитии: количество детей с низким уровнем снизилось с 14 до 5 человек и увеличилось число детей с уровнем выше среднего с 14 до 23 человек, 23 человека имеют средний уровень. Полученные данные свидетельствуют о том, что в результате проведенной работы у некоторых учащихся повысился уровень сознательности, ответственности, наблюдаются улучшения в поведении.
Групповая диагностика- 107 детей
Индивидуальная диагностика – 98 детей
Всего продиагностировано: 205 человек
Коррекционно-развивающая работа
В течение учебного года в соответствии с новыми стандартами ФГОС осуществлялось психологическое сопровождение учащихся 1 класса.
В ходе психологического сопровождения решались следующие задачи:
- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения.
- формирование у обучающихся способности к учению;
- создание социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Коррекционно-развивающая работа проводилась с целью развития познавательных процессов, формирования определенных личностных характеристик.
В течение 1 четверти 1 раз в неделю проводились групповые занятия с детьми с элементами тренинга по программе «Лестница роста». Следует отметить, что на начало года большинство детей (4 из 6 человек) пришли в 1 класс не подготовленными к обучению в школе, имели проблемы со здоровьем, низкий уровень интеллектуальных способностей, речевые нарушения, нарушения эмоционально-волевой сферы, с низким уровнем воспитанности. В процессе адаптационого периода дети учились понимать друг друга, общаться, знакомились с правилами поведения в школе, знакомились с разными играми. От занятия к занятию дети становились увереннее, они начали понимать требования, выполнять их, стали проявлять интерес к играм и желание играть в них, что способствовало снижению уровня тревожности, агрессивности, сплочению коллектива и успешной адаптации.
С учениками 1-4-х классов проводились занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов по программе Метиевой Л.А, Удаловой Э.Я. «Развитие сенсорной сферы детей». В ходе занятий осуществлялось развитие и коррекция всех видов восприятия; дети учились ориентироваться на сенсорные эталоны, сравнивать предметы по внешним признакам; классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функциональному назначению, давать полное описание объектов и явлений, различать полно противоположно направленные действия и явления.
С учащимися 5-х классов (5 «а», 5 «б», 5 «в») проводились занятия по адаптационной программе «Я – пятиклассник», с целью оказания психолого-педагогической поддержки учащихся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в среднем звене. Это, в отличие от прошлого года на 1 класс больше. Всего занятиями было охвачено 32 ребнка. Занятия включали в себя игры на развитие эмоционально-волевой сферы, навыков общения, сплочение коллектива. На занятиях ученики создавали коллективные работы: «Начальная школа, спасибо за…», стенгазеты к дню Учителя, участвовали в проектной деятельности «Наш дружный 5 класс». В результате дети успешно адаптировались.
С учащимися 7 «г» класса на протяжении 7 лет идет работа по развитию интеллектуальных способностей по индивидуальным программам под общим названием «Я развиваюсь». Большое внимание уделяется развитию психических процессов: вниманию, восприятию, памяти, мышления; а также развитию личностных качеств. По результатам наблюдений, конечной диагностики и на основе обсуждений результатов обучения с учителем, у всех учащихся отмечается незначительная положительная динамика в развитии интеллектуальных способностей.
С учащимися 4 «б» класса проводились тренинговые занятия по программе «Давайте жить дружно», с целью сплочения коллектива, развития навыков общения и позитивного отношения к себе и другим. Первичное обследование показало, что из 10 обследованных детей 1ребенок имел повышенный уровень тревожности, 4 человека – повышенный уровень агрессивности,. Эти дети не умели контролировать и сдерживать свои эмоции, их поведение было импульсивным, они были очень упрямы, обидчивы, бурно реагировали на замечания. Занятия проходили в интересной и увлекательной форме, где дети учились познавать себя, свое состояние и настроение, играли в интересные игры на сплочение коллектива, рисовали, разыгрывали ситуации. В результате занятий большинство обучающихся овладели навыками общения и старались применять их в разных ситуациях, снизился уровень тревожности, однако, 3 учащимся в силу их психо-физического состояния и уровня интеллекта, трудно постоянно контролировать себя и адекватно реагировать в конфликтных ситуациях. Эту работу планирую продолжать.
С учениками 7 «г» класса с умеренной умственной отсталостью проводились занятия по коррекционно-развивающей программе «Здравствуй, сказка», целью которых являлось воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья школьников. На данных занятиях дети учились преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Путешествуя по сказкам, дети проявляли фантазию, эмоционально разряжались, сбрасывая зажимы. В результате проведенных занятий у всех детей отмечается расширение объема знаний о сказках, обогащение словаря, снижение физического и психического напряжения, увеличение работоспособности, способности к концентрации внимания.
Также проводились индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учащимися, стоящими на учете в ПМПк. Занимались по индивидуальным программам, которые были направлены на развитие психических процессов: внимание, память, восприятие, мыслительные операции, мелкую моторику, снижение уровня тревожности и агрессивности. Незначительная положительная динамика наблюдается у всех учащихся.
С обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также учащимися, находящимися в «группе риска» велась индивидуальная работа, которая заключалась в организации и проведении диагностики личностных особенностей обучающихся, индивидуальных коррекционных занятий, направленных на стабилизацию эмоционального состояния обучающихся, снижение уровня тревожности, агрессивности, повышение социального интеллекта и формирование навыков саморегуляции.
Профилактическая работа
В рамках профилактической работы совместно с педагогами были проведены факультативные занятия в 5-6 классах, классные часы в 8-9 классах.
С сентября 2015 года по май 2016 года 1 раз в неделю с учениками 5-6 классов (50 чел) проводились факультативные занятия по программе «Учусь доброте», составленной на основе программы Фесюковой Л.Б. «Воспитание сказкой». Занятия в 5-х классах проводила Сенотрусова Т.Н., в 6-х классах – Басаргина Э.Ю.
Занятия были сказочного содержания. Встречаясь и знакомясь со сказкой, дети учились доброте, уважению к человеку, терпимости, доброжелательности. Каждая нравственная заповедь, нравственные поступки становились предметом беседы с учениками на занятии. В целях закрепления знаний детям предлагалось нарисовать понравившиеся отрывки из сказок, обыграть сюжеты. Дети испытывали удовольствие от совместной деятельности. Детям нравилось приходить на занятия, с нетерпением ждали следующего. В конце учебного года они сожалели о том, что занятия закончились и желали их продолжения в следующем году.
Как и в прошлые годы с учащимися 8-х классов (20 человек) в течение 3-4 четверти занимались по программе «Я выбираю здоровье». В этом году мы решили немного расширить представления у детей о здоровье: ввести понятия «физическое», «психологическое» и «социальное» здоровье. Занятия были направлены на профилактику вредных привычек и формирование установок на ЗОЖ. Занятия проводились в форме круглого стола, с элементами тренинга и групповой дискуссии. Тематика занятий была направлена на расширение знаний и представлений о последствиях вредных привычек, беспорядочных половых связей, недопустимости суицидов, гигиене тела, внешности, о взаимоотношениях между молодыми людьми, о жизненных ценностях и смысле жизни. Всего было проведено 6 занятий.
С учащимися 9 класса ежегодно проводятся занятия по программе «Выбор будущего». Тематика занятий была направлена на расширение знаний и представлений о недопустимости суицидов, о взаимоотношениях между молодыми людьми, о выборе профессии, о подготовке к экзаменам, помощи самому себе в стрессовых ситуациях, о жизненных ценностях и смысле жизни.
В этом году, как и в прошлом, мы провели акцию «Я люблю Вас, мой учитель!», «Неделю психологии и здоровья». Также участвовали в общешкольном мероприятии «Неделя здоровья».
Акция «Я люблю Вас, мой учитель!»
В нашей школе, по старой традиции, с 1 по 5 октября проходила акция «Я люблю Вас, мой учитель!». До проведения акции на классных часах обсуждалось значение замечательного праздника День Учителя, говорилось о том, что не нужно оставаться равнодушными и предлагались разные варианты поздравлений (стихи, песни, поздравительные открытки, плакаты). Многие дети проявили интерес и огромное желание принять активное участие в этой акции. Одни захотели выучить стихи, спеть песню, станцевать, другие – изготовить праздничные открытки, каждый класс готовил поздравительный плакат. За неделю до праздника дети находились в творческом процессе. Ко дню начала нашей акции многие творческие работы были сделаны, и мы оформили стенд под названием «Я люблю Вас, мой Учитель!». Стенд получился ярким, праздничным, красочным. Все открытки были разными, необычными, не оставляли никого равнодушными.
Официальный праздник День Учителя начался со встречи с учителями у входа в школу, где звучали праздничные песни. Ожидание этого дня способствовало тому, что ученики с радостью, огромной теплотой и добротой поздравляли учителей собственными открытками, на обратной стороне которых были написаны пожелания. Созданная атмосфера располагала к тому, что у учителей повышалось настроение, они наполнялись прекрасными чувствами по отношению к педагогам. После второго урока в рекреации на 2 этаже, под руководством учителя музыки Подолян Е.М. была организована «Музыкальная переменка», где учителя вместе с детьми пели песни. А на третьей перемене на третьем этаже ученики имели возможность увидеть флеш-моб учителей. Это было настолько зажигательно и необычно, что дети тоже пожелали присоединиться и потанцевать совместно с педагогами. От участия в совместном мероприятии дети еще долго находились под впечатлением и хотели повторить!
В завершении дня в Актовом зале состоялось торжественное мероприятие, посвященное Дню Учителя! Был подготовлен концерт под руководством Верхововой Г.Л., ведущей мероприятия была Басаргина Э.Ю. Номера были разнообразными: это были стихи, песни, танцы, веселые сценки. В конце был показан шуточный поздравительный видеоролик, подготовленный педагогами-психологами под названием «Школа глазами учителей», который вызвал положительные эмоции.
Все участники получили удовольствие от совместной работы.
«Неделя психологии и здоровья»
В этом году запланированная традиционная Неделя психологии и здоровья проходила с 30.11.2015 по 7.12.2015. Неделя была насыщенна различными мероприятиями, которые были направлены на укрепление здоровья (психического, физического, интеллектуального, социального, духовного) учащихся и педагогов, приобщение к ценностям здорового образа жизни, формирование доброжелательных отношений, сплочение коллектива, развитие духовно-нравственных качеств.
Предварительно была проведена большая работа по подготовке к этому мероприятию. Заранее были донесены основные идеи до педагогов школы, которые охотно откликнулись на наши предложения. Каждый день недели имел свое название и все мероприятия были посвящены этой теме.
На школьной линейке объявили всем ученикам о начале Недели Психологии и Здоровья, настроили их на активное участие в ней, познакомили с планом мероприятий на неделю.
Сразу после линейки в кабинет школьного психолога пришли дети, желающие принять активное участие в этой Неделе. Они готовы были выполнять любые задания! Так, первый день недели – День психического здоровья под девизом «Да здравствует пламя жизни!» начался с Акции «Ларец Пожеланий!». Утром при входе звучала приятная, веселая музыка, ученики встречали педагогов с красивым ларцом и предлагали вытянуть себе пожелание. Каждый взрослый, получив пожелание, радовался и благодарил! Все это способствовало созданию положительного эмоционального настроя на весь день.
В акции «Интервью» вызвались участвовать 8 учеников из 5-8 классов. Вопросы акции были посвящены теме здоровья и спорта. В ходе опроса дети выявили, в каких секциях и сколько учеников занимаются, отношение их к внешнему виду, вредным привычкам, культуре общения. По результатам опроса был оформлен плакат. В этот же день ученики писали свои мечты на заборе (плакате) «Ваши мечты». Одни хотели, чтобы все были здоровыми и добрыми, не обижали животных и маленьких детей. Другие хотели бы жить дома, рядом с родителями. Все ученики начальных классов проявили желание участвовать в конкурсе рисунков «Поделись хорошим настроением». Нужно было нарисовать что-то веселое, приятное, доброе. К тому же, в начальном звене каждый понедельник является днем Доброты. Рисунки получились простые по содержанию, но в тоже время добрые и яркие!
Второй день – День физического здоровья под девизом – «Дружно, смело с оптимизмом – за здоровый образ жизни!». На стенде был представлен плакат «Мой любимый вид спорта», на котором учащиеся писали, чем они любят заниматься: плавать в бассейне, играть в настольный теннис, баскетбол, волейбол, фехтование. Необычными были в этот день большие перемены. С учениками начальной школы учитель физкультуры Стабровская О.Ю. играла в различные подвижные игры, организовала флеш-моб. А с учениками старших классов психологами проводились музыкальные перемены в актовом зале. Учащиеся разных классов с большим удовольствием подпевали в караоке, но пока еще стеснялись выйти и потанцевать. В учительской на плакате педагоги своим коллегам давали советы по ЗОЖ.
Также, в этот день с учащимися 7 классов было проведено занятие «Береги здоровье смолоду», основной целью которого являлось привитие навыков здорового образа жизни у детей. Подробно рассматривались вопросы здорового питания, вредных привычек. Учащиеся включались в дискуссию, выражали собственное мнение, приводили примеры из собственной жизни и жизни других людей. Все занятие сопровождалось красочной презентацией с изображением последствий вредных привычек. Особый интерес у учащихся вызвал эксперимент Галилео о разрушительных последствиях курения. Рассуждая о здоровье, основной акцент был сделан на духовных законах, нарушая которые люди могут навредить своему здоровью (зависть, обида, сквернословие, месть, ненависть). Во второй половине дня в спортивном зале проводились соревнования по уличному баскетболу среди 8-х классов под руководством учителя физкультуры Самар О.П. Соревнования прошли на высоком уровне, дети показали хорошую спортивную подготовку, каждый из них отчаянно боролся за свою команду. В результате 1 место выиграли учащиеся 8 «а» класса, 2 место – 8 «б» класса.
В среду был День интеллектуального здоровья, под девизом «Я умею думать, я умею рассуждать, что полезно для здоровья – буду выбирать!». В этот день детям предлагалось выполнить много разных интересных заданий. На стенде висели кроссворды, посвященные теме здоровья, вредных привычек, этикету; пословицы, значение которых нужно было написать; объявлен конкурс рисунков. У большинства детей эти задания вызвали интерес и желание выполнить их. Особую интригу вызвала акция «Самый-самый!», целью которой являлось выявить самых-самых учеников и педагогов: самых активных, ответственных, добрых, внимательных, известных, спортивных. На плакате, размещенном на стенде, ученики вписывали тех, кого они считали самыми-самыми! Список получился довольно солидным. Не остались в стороне и педагоги. Они охотно участвовали в акции «Сторожка с запасами», где они делились своим профессиональным запасом знаний, имея который можно выжить и даже жить в течение учебного года и оставаться здоровыми («Регулярно посещать сауну с хорошей компанией», «заниматься любимым делом», «иметь хороших друзей», «читать интересные книга», «быть ближе к своим родным», «любить жизнь, относиться ко всему позитивно!»). На 4 уроке прошла деловая игра для учащихся 9 «а» класса, под названием «Дом, который построим мы!». В ходе деловой игры ученики демонстрировали свои знания о таких важных понятиях, как «дом», «семья», «отношения в семье»; постигали незыблемые законы семьи: уважение, любовь к близким, терпимость, сострадание, прощение, понимание. Разделившись на группы, они, советуясь друг с другом, создавали коллаж «Дом своей мечты». Творческий процесс захватил учащихся. По завершению создания своего «Дома мечты», капитаны команд, от лица всех, представляли общую идею замысла, после чего все поделились своим мнением о том, как им удалось осуществить свой замысел, насколько тяжело и приятно было работать в команде. Завершилась игра просмотром видеоролика «Доброта» Э. Асадова. Ученикам понравилось это мероприятие, они остались довольны.
В этот же день для 4-х классов было проведено занятие «Эти «любимые» вредные привычки», которое началось со стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо» и игры «Хорошо-плохо», после чего, учащиеся сами догадались, о чем пойдет речь на этом занятии – о вредных и полезных привычках. Содержание занятия было разнообразным. Оно включало в себя загадки, игры, разбор ситуаций, что не оставляло детей равнодушными, они охотно включались в задания. Все занятие сопровождалось красочной презентацией. В ходе всего занятия большинство учащихся демонстрировали свои знания в области вредных и полезных привычек, здорового правильного питания, активного ЗОЖ. А также они узнали много полезного и интересного. Самое главное – они узнали, что привычки формируют сами люди и от каждого человека зависит его собственное здоровье! Закончилось занятие музыкальной зарядкой. Дети ушли в хорошем настроении. В течение дня, как и в предыдущие дни, для ребят были организованы музыкально-развлекательные перемены в актовом зале.
Четверг, День социального здоровья, проходил под девизом «Самая настоящая роскошь – роскошь человеческого общения». Этот день был насыщен разными мероприятиями, поскольку он являлся Международным Днем Инвалидов. Целью всех мероприятий было привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиты их достоинства, прав и благополучия. Начался день с классного часа по теме «Толерантность – путь к миру» с учениками 5-х классов. В ходе занятия на конкретных ситуациях были раскрыты такие понятия, как «терпимость», «дружелюбие», «уважение», «прощение». Заострили внимание на отношениях детей друг к другу, к больным, слабым людям. Дети приводили примеры из собственной жизни. Занятие сопровождалось слайдами и закончилось видеоклипом «Твори добро!». Слова этой песни всем детям известны, поэтому они дружно подпевали.
После занятия в нашей школе в рамках волонтерского движения прошло большое мероприятие под названием «Мы вместе». На этот благотворительный концерт были приглашены дети-инвалиды. Программа праздника была разнообразной: песни, танцы, стихи, флэш-моб, который внес свою изюминку в данное мероприятие, он объединил всех желающих. Была создана очень благоприятная атмосфера. К тому же была приглашена телевизионная компания АМВ для снятия репортажа об этом празднике.
Во второй половине дня сборная команда школы из учащихся 5б и 5в классов под руководством учителя физкультуры Стабровской О.Ю. принимала участие в соревнованиях по пионерболу в 7 школе. Такое мероприятие в этой школе для учеников было впервые. Теплый прием со стороны хозяев дал уверенность и поддержку ребятам. Играли наши дети с учениками 4 класса кадетского корпуса. Соперники были очень сильны, хорошо подготовлены. Но наши ученики держались достойно. Технически были подготовлены не хуже, играли с интересом, азартом и, даже, проигрывая, бились за победу до конца. Обстановка в зале была накалена, игра была яркой, встретились достойные соперники. В результате, с небольшим отрывом выиграла команда кадетов, наши ученики недобрали ничтожное количество баллов. По всей вероятности, незнакомая обстановка, большой спортивный зал, много незнакомых людей сказались на результате нашей команды. Расстались по- дружески. Ученики 7 школы остались довольны и приглашали к дальнейшему сотрудничеству.
В этот же день в нашей школе проводились традиционные музыкальные перемены; заполнялся забор (плакат) «Я хочу, чтобы в нашей школе…», где учащиеся выразили желание иметь в школе бассейн и тренажерный зал, а также, чтобы все были добрыми и здоровыми!
Пятница – День духовного здоровья. Девиз дня – «Жизнь без шуток и без смеха – не приносит нам успеха». День был завершающим в этой Неделе психологии. Он проходил на позитивной волне. В актовом зале проходили смешные музыкальные перемены, показывались интересные клипы, включали караоке. Многие дети, перестав стесняться, начали танцевать. Эти переменки сблизили и раскрепостили многих детей. Хочется отметить, что такие переменки всем детям очень понравились, они с большим удовольствием приходили в актовый зал, шутили, смеялись и просто отдыхали. В течение дня ученики приносили выполненные задания, рисунки, делились своим мнением о Неделе Психологии.
Во второй половине дня группа из учащихся средних и старших классов участвовала в районной акции «Неравнодушные сердца», которая была посвящена Всемирному Дню борьбы со СПИДом. Акция проводилась с целью повышения престижа Здорового образа жизни. Ребята нашей школы приняли участие в четырех номинациях: традиционная агитбригада, изготовление символа акции, конкурс видеоклипов и в номинации «Танцы против СПИДа»
На первом этапе в выставке символа акции приняли участие девочки 9 «а» класса: Шумилова М., Бормотова Н., Ходжер О., Плюгина М. под руководством учителя трудового обучения Мельничук Альбины Викторовны. Конкурс видеоклипов защищали девочки 2 группы под руководством педагогов Верхововой Галины Леонидовны и Супониной Светланы Викторовны. Их видеоролик «Береги себя» очень понравился взрослой аудитории зала за тонкий юмор.
Второй этап акции был очень интересный. Выступление агитбригады «Дружная семья», в состав которой входили учащихся 6-7 классов: Рябова К, Фофанова А, Березкин В, Карепов К, Ащеулова Н, Надежкин Д, Карасев А, Одзял К, Гаер И, Катя К., под руководством педагогов: Григорьевой Веры Николаевны, Боевой Ирины Петровны и Григорьевой Екатерины Олеговны не оставили никого равнодушными к проблемам, принявшим общечеловеческий масштаб. Они с убедительностью и своим артистизмом призывали активно бороться с вредными привычками и распространением СПИДа.
На торжественной линейке по подведению итогов были выделены активные ученики и награждены сладкими призами и подарками. Все ученики остались довольны. А самое главное, некоторые дети до глубины души прочувствовали значимость такого важного человеческого качества как доброта!
Неделя психологии и здоровья создала в школе определённый настрой, положительное эмоциональное состояние. На некоторое время школа стала одним целым. Мы считаем, что нам удалось вызвать живой интерес учащихся к себе и своему здоровью, здоровому образу жизни. Надеемся, что все разговоры о правильном поведении, бесконфликтном общении не забудутся детьми и некоторые из них воспользуются полученными знаниями в своей жизни.
«Неделя здоровья»
С 7.04 по 15.04 2016 в нашей школе проходила Неделя здоровья. 7 апреля во Всемирный день здоровья в школе прошла торжественная линейка по открытию общешкольной Недели здоровья. Директор школы Е.Н. Лушникова поздравила всех с праздником – со Всемирным Днем Здоровья, объявила о предстоящих мероприятиях, посвященных этому празднику, призвала всех учеников и педагогов принять активное участие, проявить творчество и пожелала успехов во всех начинаниях!
8.04.2016 с учащимися старших классов состоялась беседа по теме «Безопасное сексуальное поведение подростков. ИППП», которую подготовила социальный педагог детской поликлиники Яровикова Е.Н. Занятия проводились отдельно с девочками и отдельно с мальчиками. Эта тема была важной и актуальной для подростков. Ее беседа сопровождалась красочной презентацией. Вопросы освещались доступно. Ученики не остались равнодушны, активно участвовали в диалоге, задавали интересующие их вопросы.
В понедельник, 11.04.2016 прошла уличная акция «Мы за ЗОЖ!». Предварительно были заготовлены буклеты с советами по борьбе с курением. В акции участвовали ученики 5-6 классов. Задачей учеников являлось проявить социальную активность, вступить в диалог с незнакомыми людьми, раскрыть пагубное влияние вредных привычек, попытаться убедить курящих людей отказаться от вредной зависимости. Данная акция показала, что дети с трудом вступают в контакт с незнакомыми людьми, затрудняются в формулировании вопросов, обосновании своих доказательств. Однако, в итоге все буклеты были розданы. Ученики получили удовольствие и выразили желание в дальнейшем участвовать в таких мероприятиях.
В этой неделе Здоровья приняли участие многие педагоги школы и интерната. Ими были проведены интересные мероприятия для детей. Таким образом, принятое решение на педагогическом совете провести общешкольное мероприятие, посвященное Всемирному Дню здоровья, осуществилось и показало, что совместные мероприятия дают хорошие результаты по приобщению к здоровому образу жизни не только детей, но и их родителей. Все участники мероприятия становятся не пассивными наблюдателями, а активными, появляется возможность сотрудничества педагогов и родителей, создание школьных традиций.
Просветительская деятельность:
В течение учебного года педагогами-психологами были проведены общешкольные родительские собрания по темам:
Родительские собрания:
- 30.09.15тема собрания: «Семья и школа: территория безопасности»
- Выступление Сенотрусовой Т.Н. «Воспитание сознательной дисциплины у детей»
- Выступление Басаргиной Э.Ю. «Безопасность детей в интернете»
- 03.03.2016г. тема собрания «Жизнь – бесценный дар»
- Выступление Сенотрусовой Т.Н.«Общечеловеческие ценности – основа семейного воспитания»
- Выступление Басаргиной Э.Ю. «Суицид среди подростков»
Просветительская деятельность для педагогов включала в себя выступления на педсоветах:
- 08.2015 выступление Сенотрусовой Т.Н. «Диагностика уровня нравственного развития и воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
- 02.2016 выступление Сенотрусовой Т.Н. «Развитие жизненно важных компетенций у детей с ОВЗ»
- Выступление Басаргиной Э.Ю. «Профилактика суицидального поведения детей и подростков в образовательной организации»
- 1.04.2016 было проведено тренинговое занятие с педагогами по профилактике стрессовых состояний «Способы снятия нервного напряжения». Были даны практические упражнения по снятию мышечных зажимов, правильному дыханию, на визуализацию.
Консультативная деятельность
Индивидуальные консультации
- Родителям – 7
- Педагогам – 32
Групповые консультации:
- Родителям – 4
- Педагогам – 8
- Учащимся – 47
Основной спектр вопросов в работе с родителями касался дисциплины детей, вредных привычек, семейных ценностей, личного примера и ответственности за своих детей.
Темы консультаций для учащихся были посвящены вопросам культурного досуга и здорового образа жизни, интересов и увлечений, экзаменов без стрессов, ответственности за свое поведение и будущее.
Педагогов больше консультировали по вопросам самообразования, исследовательской деятельности, психологического обследования для написания контрольных, курсовых, дипломных работ.
Консультации для педагогов на МО начальных классов:
- 12.2015
- выступление Басаргиной Э.Ю. «Система ценностных ориентаций для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- 03.2016
- выступление Сенотрусовой Т.Н. Личностная компетентность школьника с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) и методы ее оценивания.
- Выступление Басаргиной Э.Ю. «Адаптация обучающихся 1 класса»
- 06.2016
- выступление Сенотрусовой Т.Н. «Рекомендации о мерах профилактики детской агрессии у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Выступление Басаргиной Э.Ю. Консультация для педагогов «Приемы и методы коррекции агрессивного поведения»
В этом учебном году, как и в предыдущие годы, проводилась работа со студентами. Всего 5 человек.
Методическая работа
За этот год мы приняли участие в краевых семинарах на базе СКОШ 8 вида 1 г Комсомольска –на-Амуре
- 09.2015 Поездка в Комсомольск. Семинар по выпускникам
- С 12.10.15 -17.10.15. Курсы повышения квалификации «Проектирование системных изменений деятельности образовательных организаций в условиях введения ФГОС ОВЗ»
- 11.15г. Районный семинар «Профилактика семейного неблагополучия и социально-значимых заболеваний в молодежной среде» ДК «СТРОИТЕЛЬ»
- 02.2016 краевой семинар-практикум по теме: «Деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных организаций»
- 05.2016 краевой методический семинар в г. Комсомольске-на-Амуре «Комплексное сопровождение выпускников детских домов и школ-интернатов в учреждениях системы СПО в условиях введения профессионального стандарта педагога-психолога»
- Участие в интернет-конкурсе новых педагогических идей
- «Учусь быть благодарным» Басаргина Э.Ю.
- «Экзамен на звание «Мастер общения»» Сенотрусова Т.Н.
Экспертная работа
Она включает участие в заседаниях школьного консилиума, советах профилактики, педагогических советах-3, совещаниях при директоре.
Участие в общественной жизни школы: приняли участие в подготовке к Юбилею школы, к новому году, к празднику «Последний звонок».
В целом, анализируя свою работу за этот учебный год, хочется сказать, что с основными задачами мы справились. Выбранное школой направление духовно-нравственного развития мы старались провести через разные виды деятельности. На следующий год планируем работу по тем же направлениям.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!