Доклад: Аддиктивное поведение учащихся с интеллектуальными нарушениями
Выступление на МО классных руководителей по теме
Аддиктивное поведение учащихся с интеллектуальными нарушениями
Доклад подготовил: Забильская А.А. (классный руководитель)
Здесь грань между светом и тьмою
Размыта, запущена в вечность.
Здесь можно остаться собою,
Уплыть в никуда, в бесконечность.
Здесь можно… А лучше не надо,
Испытывать чьё-то терпенье…
Здесь можно… Средь нитей разлада
Рассудок забыть к сожаленью!(?)(Виталия)
Зависимое поведение личности представляет собой серьёзную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрату работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространённый вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью.
Аддикция – это способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения, то «пространство», которое позволяет «отдохнуть», «порадоваться» и опять вернуться (если получится) к реальной жизни. Подходящий аддиктивный агент (сигарета, алкоголь, наркотик) приходит «на помощь», изменяя состояние без особых усилий, приручая человека к рабству души и тела.
Аддиктивное поведение – один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций.
Формы зависимого поведения:
- химическая зависимость (курение, алкоголь, наркотики, токсикомания);
- пищевая зависимость;
- гэмблинг – игровая зависимость;
- религиозное деструктивное поведение.
Наркотическая аддикция – болезненные состояния, характеризующиеся явлениями психической и физической зависимости, настоятельной и непреодолимой потребностью в повторном потреблении ПАВ (действия на ЦНС, стимулируют, вызывают эйфорию, изменяют восприятие окружающего).
Табакокурение, алкогольная аддикция – в основе алкогольной зависимости лежит употребление спиртосодержащих напитков. Мотивы: избавиться от подавленности, «сбросить» эмоциональную усталость, отвлечь себя от негативных раздумий, «снять» стресс и т.д.
Токсикомания – токсикомания развивается в связи с употреблением лекарственных средств и веществ, не отнесенных к наркотическим, но также изменяющих психическое состояние человека и его поведение. Диапазон веществ с токсикологическим действием очень широк – от медикаментов (аналгетики, транквилизаторы, снотворные, стимуляторы и др.) до технических растворителей и средств бытовой химии.
Пищевые зависимости – к ним относятся такие психические расстройства, как булимия (переедание) и анорексия (добровольный отказ от пищи). Пищевая зависимость – это не только переедание и голодание, но и зависимость от вкуса: от вкуса кофе, шоколада, сливок и т.д.
Игромания и компьютерная зависимость – одной из проблем современного информационного общества является новая для педагогики проблема – игромания и компьютерная зависимость. Это увлечение комьютерными играми, интернет-технологиями, игровыми автоматами, азартными играми. Игромания – увлечение или болезнь? Психиатры утверждают – игромания лечится, но бороться с зависимостью нужно на ранней стадии. Болезнь начинается с привязанности к компьютерным играм, которая превращается в паталогию.
Особенности аддиктивной личности:
любая зависимость формируется преимущественно в подростковом возрасте у лиц с выраженными тенденциями к: самоутверждению и немедленному выполнению своих претензий; сниженной способностью к длительной целенаправленной деятельностью; демонстрационному проявлению чувств, подражанию и лжи; сниженной самооценке, способностей к совладению со стрессом и саморегуляции; склонностью к избыточному фантазированию.
Факторы, приводящие к риску употребления ПАВ среди подростков:
- экономическое/социальное неблагополучие;
- неблагоприятное окружение и общественная необустроенность;
- частые перемены места жительства;
- доступность алкоголя и наркотиков;
- семейная предрасположенность;
- неумелость и непоследовательность в воспитании;
- склонность к антисоциальному поведению и гиперактивности;
- неуспеваемость, отсутствие желания продолжать обучение в школе;
- протест и риск в подростковом возрасте;
- общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками;
- положительное отношение к алкоголю и наркотикам;
- СМИ.
Причины употребления ПАВ:
не способность ребенка решить свою проблему! Подросток оказывается беспомощным перед захлестывающими его отрицательными состояниями и прибегает к изменению своего состояния химическим путем.
Как происходит формирование зависимого поведения?
Контакт с завимостью – нерегулярное употребление – регулярное употребление – злоупотребление – зависимое поведение.
Направления профилактической работы с детьми:
- Пропаганда здорового образа жизни, позитивных установок;
- Обучение, воспитание и развитие способности к самостоятельному, цивилизованному и эффективному способу преодоления сложных жизненных ситуаций;
- Снижение внушаемости (в процессе тренингов, игр различных форм терапии);
- Формирование способности к саморегуляции; саморефлекции.
ВАЖНО!
- Быть примером!
- Помочь детям развить умение вести здоровый продуктивный образ жизни;
- Помочь детям обрести ориентиры на будущее (образование, семья )
- Помочь детям научиться общаться со сверстниками и противостоять дурному влиянию со стороны;
В жизни каждый из нас выбирает свой путь
Кто-то хочет “забыть”, кто-то хочет “вернуть”.
В дебрях каждой души ищем «страшный секрет».
Источник фото: Неврозы у подростков: симптомы, лечение
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!