Сахалинский областной краеведческий музей
С 1905 по 1945 годы часть Сахалина находилась под властью Японии. Но, к сожалению, зданий того времени на острове почти не осталось. Одно из уцелевших — краеведческий музей Южно-Сахалинска, построенный в 1937 году в традиционном японском стиле тэйкан-дзукури. Архитектором выступил Ёшио Кайзука.
Экспозиция музея рассказывает об истории заселения Сахалина, его флоре и фауне. Особенно любопытно узнать о коренном населении — нивхах и айнах. Долгое время они являлись единственными жителями острова, а в наше время их меньше 1%. Стоит обратить внимание и на выставку снаружи: воссозданные жилища коренных жителей и домики каторжников, ссылавшихся на Сахалин в XIX веке.
Нефтяная вышка Зотова на Сахалине.
«Вышка Зотова» на Сахалине названа в честь русского купца Григория Зотова, по инициативе которого была пробурена первая нефтяная скважина и началась разработка месторождений на острове. Вышка предназначалась для ударного бурения. Скважина выдалбливалась в породе ударами клинообразного инструмента, которым служили бур или плоский долот.
Деревянная вышка, расположенная на месторождении «Центральная Оха» близ сахалинской столицы нефтяников, с помощью которой была пробурена первая промышленная скважина. Это единственный сохранившийся в пламени революции и трех войн памятник нефтедобычи на севере Сахалина. Вышка использовалась вплоть до 1950-х годов. За свою историю она разрушалась, ее восстанавливали, меняли угол наклона стропил.
Форма вышки – рубленый сарай с шахтной надстройкой. Сарай деревянный, рубленый из бревен диаметром 25 см, размер в плане 11,5 х 7 метров, высота 4,8 м. Крыша двускатная тесовая, пол земляной. В северо‐западной части сооружения установлена деревянная вышка высотой 13,6 м обшитая досками. Вышка опирается на четыре стойки, в верхней части сохранились остатки подъемника для бурового оборудования. Под вышкой имеется труба диаметром 100 мм.
12 мая 1910 года Под руководством горного инженера Миндова, на охинском месторождении была пробурена скважина и получена первая промышленная нефть на острове. Добычей «черного золота» на Сахалине занималось созданное за год до этого «Сахалинское нефтепромышленное товарищество «Наследники Г.И. Зотова и Ко».
Маяк на мысе Анива.
Навигационная постройка — часть японского наследия на российском острове. За 40-летний период правления губернаторства Карафуто на Южном Сахалине появилось 25 маяков и других навигационных сооружений. Но лишь Анива стал уникальным объектом, не имеющим аналогов не только на острове, но и во всём Дальнем Востоке. Башня достигает в высоту 31 метр, что эквивалентно размерам девятиэтажки. В овальное основание железобетонной достопримечательности вписана боковая пристройка. Некогда её занимали кухня и продовольственный склад. Этажом ниже располагались дизельные двигатели и аккумуляторы. По винтовой лестнице, соединяющей все девять этажей башни, поднимемся в вахтенную комнату. Она находится сразу над кухней. В служебном помещении раньше располагалась радиоаппаратура.
Третий, четвёртый и пятый этажи служили домом для работников сахалинского маяка. Обслуживали навигационное оборудование до его автоматизации в 1990-х годах. Помещения могли вместить до 12 жильцов. При этом персонал обычно состоял из четырёх человек. Убранство небогато — несколько коек и небольшие выемки для личных вещей в стене.
Шестой этаж служил кладовой, седьмой — эркером, на крыше которого размещался рупор пневматической сирены и другие её механизмы. Чуть выше — склад горючего. На девятом этаже расположилось помещение с круговой галерей и двумя балконами, обнесёнными ветхими и повреждёнными перилами. В отсутствие туристов это место притягивает стаи чаек.
Венчает башню фонарное помещение высотой под пять метров. Здесь же находился вращательный механизм оптической системы. В качестве подшипника использовалась чаша с 300 килограммами ртути. Осветительный прибор приводился в движение с помощью 270-килограммовой гири. В свою очередь, маятник раз в три часа заводил один из работников сооружения.
Интересные факты:
- Бытует легенда, что огни Анивы горят каждую ночь, тем самым призывая души погибших моряков.
- Белые вкрапления на маяке — отнюдь не декоративный элемент, а следы жизнедеятельности его самых главных обитателей — чаек. Неприятный запах — как сопутствующий элемент.
- После окончания строительства японцы подарили своему императору Хирохито уменьшенную копию будущей сахалинской достопримечательности.
- В апреле 1971 года в результате несчастного случая навигационное сооружения потеряло двух своих работников — старшего техника и начальника.
- В 2020 году сахалинский маяк «засветился» в немецкой передаче. Программа фокусируется не на красоте места, а на его истории.
- В честь 75-летия окончания Великой Отечественной войны жители Владивостока на одну ночь оживили ветхое строение — зажгли маяк с помощью фонаря.
Порт Корсаков
Портовый город Корсаков расположен на южном побережье Сахалина в заливе Анива. Основан в 1853 году. Но первые сооружения были построены 1907 году, когда остров принадлежал японцам. В наше время Корсаков является одним из главных портов Дальнего Востока и входит в список самых богатых городов России. Помимо морских терминалов, здесь недавно открыли крупный завод по производству сжиженного газа. Туристы приезжают сюда, чтобы понаблюдать за торговыми судами и портовой жизнью в целом.
Чертов мост
Знаменитый Чертов мост находится на полуразобранном железнодорожном перегоне Николайчук — Камышёво примерно в 100 км от Южно-Сахалинска. Местные жители даже включили его в рейтинг семи чудес Сахалина. Мост был построен японцами в 1928 году. Конструкция считается уникальной по сей день: поезд проходил по мосту и, сделав круг внутри сопки, выезжал из тоннеля под этим же мостом.
Движение по Чертову мосту прекратилось в 1994 году из-за закрытия перегона. Сейчас это одна из достопримечательностей острова, поэтому местные власти стараются поддерживать ее в приличном состоянии.
Свежие комментарии